<<Назад | Далее>>
Согласно плану 6 мая в 14
час. 27 мин. 200 самолетов 16-й воздушной армии (24 Пе-2 3-го бак,
64 Ил-2 2-й гвардейской шад и 299-й шад и 112 истребителей 1-й
гвардейской, 283-й и 286-й иад) нанесли массированный удар по
аэродромам орловского аэроузла. На аэродромах противника было
уничтожено и повреждено 54 самолета, 15 автомашин, 5 складов с
горючим и боеприпасами, подавлено 9 огневых точек малокалиберной
зенитной артиллерии (МЗА) и создано свыше 20 очагов
пожара.
Удары авиации по аэродромам
сочетались с активными воздушными боями иад вражеской территорией.
При этом нашим истребителям удалось уничтожить в воздухе 22 самолета
противника.
7 мая днем были нанесены
удары по аэродрому Куликовка (14 Ил-2 299-й шад и 12 Ла-5 286-й иад)
и по аэродрому Хмелевая (12 Ил-2 2-й гвардейской шад и 14 Як-1 [81]
283-й иад). На аэродроме Куликовка, несмотря на сильное
противодействие МЗА и вражеских истребителей, было уничтожено 16
самолетов противника. Удар по аэродрому Хмелевая не увенчался
успехом.
При выполнении налетов на
аэродромы противника 6 мая воздушная армия потеряла 27 штурмовиков и
8 истребителей, главным образом, по следующим причинам: внезапности
удара достичь не удалось, и противник успел подготовить свои
истребители и МЗА к отражению налета; не были в достаточной мере
подавлены его зенитные средства; соседние аэродромы противника не
были своевременно заблокированы истребителями 1-й гвардейской иад
(они прибыли к цели с опозданием); боевой порядок штурмовиков и
истребителей прикрытия при попадании в зону сильного зенитного огня
нарушался, что ослабляло их оборону от истребителей противника;
недостаточно практически было отработано взаимодействие штурмовиков
и прикрывавших их истребителей при ведении совместного воздушного
боя.
Обеспокоенное налетами нашей
авиации, гитлеровское командование вынуждено было перебазировать
многие авиационные части в тыл, рассредоточить и тщательно
замаскировать свои самолеты.
Кроме ударов по аэродромам и
железнодорожным станциям авиасоединения и части воздушной армии
периодически бомбардировали и штурмовали обнаруженные разведкой
войска противника, произведя в июне с этой целью свыше 1200
самолето-вылетов.
Дневные бомбардировщики 3-го
бак действовали группами по 9 — 18 самолетов Пе-2 под прикрытием 8 —
16 истребителей. Бомбы на цель сбрасывали с высот 1300 — 3000 м с
горизонтального полета.
Штурмовики 2-й гвардейской и
299-й шад наносили удары по живой силе противника и его боевой
технике группами от 6 — 8 самолетов до 2 — 3 эскадрилий под
прикрытием такого же количества истребителей. Штурмовики действовали
с высот от 1300 — 900 м до бреющего полета, принимали боевой порядок
“круг” и обрабатывали цели парами или одиночными самолетами с
нескольких заходов.
Ночные бомбардировки
противника с самолетов По-2 вела 271-я нбад. В течение мая и июня
она произвела 5480 боевых самолето-вылетов. Помимо материального
[82] ущерба эти бомбардировки изнуряюще действовали на вражеские
войска, снижая их моральное состояние.
Кроме периодических ударов по
аэродромам и скоплениям войск противника авиачасти наносили удары и
по другим объектам. Так, в конце апреля 1943 г. стало известно о
расквартировании вражеских штабов, сосредоточении войск и наличии
складов противника в поселке Локоть и на железнодорожной станции
Брасово. 5 мая 50 самолетов Пе-2 301-й бад под прикрытием
истребителей 283-й иад нанесли мощный удар по этим объектам. По
сообщению штаба партизанского движения, в результате удара
бомбардировщиков в поселке Локоть были разрушены здание, где
размещался крупный немецкий штаб, и склады, а также несколько домов,
в которых располагались немецкая комендатура и воинская часть,
направлявшаяся на фронт. Около 300 солдат и полицейских, нескольких
бронемашин и танков не досчитались гитлеровцы в этот день. На
станции Брасово был разбит воинский эшелон и взорван склад горючего.
Бомбардировщики потеряли два экипажа.
Удары наших дневных и ночных
бомбардировщиков по станциям и перегонам нарушали переброску войск
противника и их снабжение. Систематической ночной бомбардировке
подвергался железнодорожный участок Орел — Глазуновка. Только в мае
на этот участок совершено 500 самолето-вылетов. Действия по участку
Орел — Брянск велись одиночными самолетами Пе-2 в дневное время с
больших высот. На бомбардировку станций Чигинок, Путивль и
Васильевка в мае было произведено до 100
самолето-вылетов.
Весьма значительные усилия
истребителей армии потребовались на отражение массированных налетов
вражеской авиации на железнодорожный узел Курск.
Первый налет немецкая авиация
произвела ранним утром 22 мая эшелонами в составе 110
бомбардировщиков типа Ю-87, Ю-88, Хе-111 и Ме-110 под прикрытием 60
— 70 истребителей ФВ-190 и Ме-109. Две группы первого эшелона из 68
бомбардировщиков под прикрытием 60 истребителей достигли
железнодорожного узла и бомбардировали его, в основном с
пикирования, с высоты 4000 м.
Наши истребители, поздно
оповещенные о налете, встретили первые группы самолетов противника
лишь в районе цели, где “мессеры” и “фокке-вульфы” создали [83]
плотную завесу вокруг бомбардировщиков. Наши летчики преследовали их
при возвращении от цели и вели с ними воздушный бой.
Последующим группам
бомбардировщиков противника наши истребители оказали сильное
противодействие, в результате чего гитлеровские летчики большинство
бомб сбросили бесприцельно — в поле и на окраине города. Последняя
группа третьего эшелона нашими истребителями к Курску допущена не
была.
Во время этого налета было
сбито 76 самолетов противника, из них 38 — истребителями 16-й
воздушной армии, 30 — истребителями ПВО, 8 — зенитной артиллерией.
Работа железнодорожного узла Курск была нарушена на 10 — 12
<<Назад | Далее>>
|