Курская Дуга
Здесь Вы можете найти помимо полезной информации видео- и фотофрагменты.
 
 

Дмитрий Соколов

Белый цвет преображения

Меня часто спрашивают, что хотел я сказать миру свечеподобным образом храма — с замысловатыми кокошниками, колоннами, пилястрами? И почему храм, возводимый в память о погибших в величайшей войне двадцатого века, задуман и исполнен в стиле века семнадцатого? Для ответа на этот вопрос можно обратиться к еще более древним аналогам. Если взглянуть на храм в разрезе его основания, мы увидим очертания греческого креста. А если почитать древние русские летописи, то обнаружим, что нечто подобное нашему храму есть в образе Небесного Иерусалима. Узнал я об этом уже после того, как спроектировал храм Петра и Павла. В тех же летописях раскрывается символика древнерусской архитектуры. Это хорошо показано в книге исследователя зодчества и градостроительства Древней Руси Кудрявцева, который впервые ввел в искусствоведение духовное начало. Вместе со своими сподвижниками (Макеевым и другими) Кудрявцев в конце пятидесятых годов рассматривал московское градостроительство с точки зрения духовной веры, православия. В книге "Москва — третий Рим" он доказал, что планировка Москвы имеет глубоко символический смысл. Кремль, Красная площадь, расположение многих храмов и монастырей по отношению к Кремлю как бы повторяли планировку святых мест Иерусалима. Это подтверждает гипотезу о том, что древнерусская архитектура восходит к Иерусалиму, к святой земле, к расположению храмов, связанных с крестным путем Христа. Вифлеем, Назарет, Иерусалим расположены примерно в такой же пропорции, как и московские святыни. Кудрявцев ввел понятие огневидных кокошников. В семнадцатом веке был очень распространен трехъярусный тип кокошника. Есть изображения, где над кокошниками горит пламя, напоминающее пламя свечи. И в нашем проекте есть горка этих кокошников, но уже в четыре яруса, возносящих пламя людских молитв к самому куполу. Это — символ соборной молитвы. Я осознал это, когда идея художества уже воплотилась в чертежах. Много мучился я в поисках пропорционального строя, соответствия верхней части габаритам низа, сохранения мемориальной высоты, стройности. Добивался, чтобы храм выглядел мужественным, не был эфемерным строением. Переделывал многие чертежи проекта. Был, к примеру, вариант круглых колонн внутри зала. Но отец Вячеслав и генеральный заказчик Антон Казимирович Словецкий, начальник УКСа, восстали против этого, они сочли, что круглые колонны делают зал более светским, даже салонным, и не согласуются с памятью о погибших героях. Я признал их правоту и переделал проект колонн, придав им более торжественный вид четырехугольных опор. Теперь о цвете. Почему храм должен быть обязательно белокаменным? Белый цвет — самый заметный, видимый издалека. Белые одежды одевает духовенство на праздник Преображения Господня. Тогда все аналои покрываются белой серебристой парчой. На Рождество Христово также много белого убранства. Это торжество преображает тех, кто погиб на поле брани. Это же касается и нас, которые хотят почтить их память и тем самым преображаются духовно. Когда мы решали вопрос о цвете, то вспомнили Евангелие, где сказано, как Господь взошел на гору Элеонскую и преобразился перед учениками: одежды его стали белыми, блистающими, как снег, какие даже белильщики не могли более выбелить. Какая поэзия: одежды, блистающие, как снег. Это — цвет памяти, чистых и благородных душ. Можно сказать, что это и цвет радости за тех, кто удостоился вечной жизни, потому что отдал свою земную жизнь за Отечество. Ведь погибшие на поле брани становятся святыми. Некоторые из специалистов-строителей упрекают нас, проектировщиков, в консерватизме, приверженности дедовским методам. В частности, речь идет о наружной отделке храма — известковой обмазке с добавлением кирпичной пыли. Ведь сейчас, говорят, столько ярких и стойких красителей, в том числе и белого цвета. Многие города, особенно в Сибири, выкрашены ими и по десятку лет сохраняют свежий вид. Но дело не в нашем консерватизме. К тому же при необходимости возможно применение и других красителей. И все же сооружение храмов требует придерживаться канонических способов. Что касается окраски, то предложенный нами способ идет от иконописи. Есть требования к иконе: она должна быть написана естественными красками и на естественных материалах. Это должна быть натуральная доска, льняная ткань, холст, натуральная грунтовка из мела на рыбьем клею, натуральные краски с использованием растертых в ступе и на стекле камешков разных цветов, яичного желтка, а для консервации — сухого вина или разбавленного винного уксуса. А требования к материалам, из которых строится храм, те же, что и к иконе, они должны быть натуральными, а не синтетическими. В противном случае это будет отступлением от канонов. К тому же есть соображения и практического порядка. В случае необходимости, когда понадобится что-то подкрасить или подмазать, всегда найдутся естественные материалы. Важно лишь соблюдать некоторые требования: производить окраску лучше во влажную погоду, при хорошем качестве песка и извести; побелку наносить тонким слоем, тогда она будет хорошо соприкасаться с кирпичом и отлично смотреться. Словом, как и во всяком деле, требуется компетентность, добросовестность и мастерство. * * * 3 мая 1995 года. Этот день войдет в летопись легендарного поселка Прохоровка, в историю Белгородчины и всей России. На месте крупнейшего танкового сражения, сломившего броневой хребет немецко-фашистских войск и повернувшего вспять жесточайшую из войн, были открыты и освящены Святейшим Патриархом Алексием II величавые символы народной памяти — храм святых апостолов Петра и Павла и памятник Победы на Прохоровском поле. Полвека ждала этого часа память сотен тысяч солдат, убиенных, сгоревших заживо, умерших от ран, полученных на Огненной дуге. Подвиг героев Третьего ратного поля России требовал достойного увековечения. И вот — свершилось! Колокольный звон златоглавого храма возвестил об открытии новой духовной святыни Отечества. При небывалом стечении народа начались, чтобы прокатиться затем по всей стране, юбилейные торжества. Радио, телевидение, газеты сделали свидетелями и участниками праздника в Прохоровке миллионы людей. В этот день Прохоровское поле как бы простерлось по всем меридианам и параллелям шестой части планеты. Торжественную церемонию открыл глава администрации Белгородской области Е.С. Савченко.

Назад
Великий бой  Оружие  Техника  Потери  Тесты
2004 © Magistr and Wer Company. Все права защищены.  
Хостинг от uCoz