Далее>>
Подготовка и герои: часть 1
В феврале 1943 г. после разгрома
немецко-фашистских войск под Сталинградом решением Ставки Верховного
Главнокомандования был образован Центральный фронт во главе с генералом
армии К. К. Рокоссовским (член Военного совета генерал-майор К. Ф.
Телегин, начальник штаба генерал-лейтенант М. С. Малинин). В состав фронта
вошли в основном войска бывшего Донского фронта, в том числе и 16-я
воздушная армия.
Войска Центрального фронта
развернулись между Брянским и Воронежским фронтами и до середины марта
участвовали в боях на орловском направлении. Во второй половине марта 1943
г. они перешли к обороне, образовав северный фас Курского
выступа.
16-я воздушная армия
передислоцировалась из-под Сталинграда в составе 1-й гвардейской иад
(командир полковник А. В. Утин, а с августа — полковник В. В. Сухорябов),
283-й иад (командир дважды Герой Советского Союза генерал-лейтенант
авиации С. П. Денисов, а с декабря — полковник С. Н. Чирва), 2-й
гвардейской шад (командир полковник Г. О. Комаров), 271-й нбад (командир
полковник М. X. Борисенко), 16-го одрап и 11-го учебно-тренировочного
полка (утап) (командиры подполковники Д. С. Шерстюк и М. М. Кузьмин).В
марте воздушная армия пополнилась 3-м бомбардировочным авиакорпусом
(командир генерал-майор авиации А. З. Каравацкий) в составе 241-й бад (24,
128, 779-й бап) и 301-й бад (34, 54, 96-й гвардейский бап). Командовали
авиадивизиями полковники И. Г. Куриленко и Ф. М. Федоренко, 299-й шад (41,
217, 218, 431, [72] 874-й шап) — полковник И. В. Крупский и 286-й иад
(165, 721, 739, 896-й иап) — полковник И. И. Иванов. В мае в состав армии
прибыли 6-й истребительный авиакорпус (иак) (командир Герой Советского
Союза генерал-майор авиации А. Б. Юмашев, а с июля Герой Советского Союза
генерал-майор авиации Е. Е. Ерлыкин) в составе 273-й иад (157, 163, 347-й
иап) — командир полковник И. Е. Федоров и 279-й иад (92, 192, 486-й иап) —
командир полковник Ф. Н. Дементьев, а также 6-й смешанный авиакорпус (сак)
(командир Герой Советского Союза генерал-майор авиации И. Д. Антошкин) в
составе 221-й бад (8-й гвардейский, 57-й, 745-й бап) —командир полковник
С. Ф. Бузылев и 282-й иад (127, 517, 774-й иап) — командир полковник Ю. М.
Беркаль.Все авиасоединения имели боевой опыт, но многие авиачасти в своем
составе насчитывали до 50% молодых летчиков из запасных полков. Командиры
и политработники вновь прибывших авиационных корпусов и дивизий — опытные,
энергичные и инициативные руководители — имели многолетний стаж летной и
политической работы и боевой опыт, приобретенный с первых дней войны с
немецко-фашистскими захватчиками.
В апреле 1943 г. начальником штаба
16-й воздушной армии был назначен полковник П. И. Брайко. Петр Игнатьевич
родился в 1902 г. в рабочей семье. С семнадцати лет начал службу в Красной
Армии. В 1927 г. вступил в ВКП(б). С 1928 г. служит в авиации. Сначала
летчиком-наблюдателем, а затем на штабных и командных должностях. В
Великую Отечественную войну прошел путь от начальника штаба авиаполка до
начальника штаба авиакорпуса. С этой должности П. И. Брайко был назначен
начальником штаба воздушной армии.
В это же время генерал-майор
авиации М. М. Косых [73] был выдвинут на должность заместителя
командующего 16-й воздушной армией.
В период подготовки к битве на
Курской дуге на доукомплектование управления воздушной армии прибыли
опытные и хорошо подготовленные офицеры на должности начальников отделов:
оперативного — полковник И. И. Островский, разведывательного —
подполковник Г. К. Пруссаков, связи — подполковник Н. Д. Игнатов, ПВО —
полковник И. Н. Бодухин, воздушно-стрелковой службы — подполковник С. А.
Басов, технического снабжения — полковник А. Г. Дорошенко,
организационного и укомплектования — полковник Б. И. Плакса, начальника
штаба тыла — подполковник М. А. Голодяевский.
После передислокации на Центральный
фронт и пополнения воздушная армия в течение марта действовала по
железнодорожным узлам орловского направления, по дорогам, идущим к фронту,
резервам, а также по войскам противника на поле боя, прикрывала боевые
порядки своих войск и коммуникации от налетов вражеской авиации, вела
воздушную разведку.
За март воздушной армией было
выполнено 5178 боевых самолето-вылетов, проведено 94 воздушных боя и сбито
53 самолета; на земле уничтожено 23 самолета и большое количество боевой
техники врага.
Фашистское командование, стремясь
ослабить последствия крупных поражений своих войск зимой 1942— 1943 гг. и
вернуть утраченную стратегическую инициативу на советско-германском
фронте, весной приступило к подготовке нового наступления (под кодовым
наименованием “Цитадель”) против советских войск, занимавших Курский
выступ. Гитлеровцы создали две мощные группировки, которые должны были
нанести встречные удары в общем направлении на Курск. В районе южнее Орла
[74] они сосредоточили свыше 15 дивизий, из них 6 танковых, до 3500 орудий
и минометов и до 1200 танков и самоходных орудий. Примерно такая же
группировка была развернута севернее Харькова.Вражескую группировку в
районе Орла поддерживал 6-й воздушный флот численностью до 900 самолетов,
а всего в районе Курского выступа было сосредоточено 2050 самолетов
противника, т. е. две трети авиации, действовавшей в ту пору на
советско-германском фронте.
Центральный, Воронежский и
Юго-Западный фронты имели к началу немецкого наступления 2650 самолетов.
Таким образом, общее соотношение сил по авиации было в нашу
пользу.Советское Верховное Главнокомандование, своевременно раскрыв планы
врага, решило сначала упорной и активной обороной измотать и обескровить
наступающего [75] противника, а затем перейти в контрнаступление и
разгромить его ударные группировки.
16-я воздушная армия при подготовке
к оборонительной операции должна была прикрыть от ударов с воздуха войска
фронта, тыловые объекты и коммуникации, вести непрерывную разведку,
ударами по войскам противника в пунктах дислокации и на пути к фронту
препятствовать их сосредоточению, уничтожать вражескую авиацию на
аэродромах, быть в готовности поддержать свои войска в случае атак
противника.
На основании решения командующего
воздушной армией штаб разработал план боевых действий в предстоящей
операции по трем вариантам, исходя из наиболее вероятных направлении
главного удара немецко-фашистских войск. В соответствии с ним штабы
авиасоединений и частей выработали свои планы, уточнили вопросы управления
и взаимодействия с сухопутными войсками и между родами авиации. На КП
командующего общевойсковой армией на главном направлении был организован
вспомогательный пункт управления воздушной армии (ВПУ).
Прикрытие войск и тыловых объектов
было возложено на 6-й иак и 1-ю гвардейскую иад. Кроме того, все
истребительные части имели дежурные подразделения для вылета на отражение
авиации противника, а при необходимости они могли принять участие в
отражении налетов полным составом. Для наведения истребителей на самолеты
противника и управления ими в воздухе у переднего края были установлены
радиостанции, где находились ответственные представители
авиадивизий.
Задолго до операции для обеспечения
бомбардировщиков и штурмовиков к ним были прикреплены истребительные
авиасоединения. Боевые действия 3-го бак должны были обеспечивать
истребители 6-го иак, 2-й гвардейской шад — 283-я иад, 299-й шад — 286-я
иад; 6-й сак имел в своем составе истребительную авиадивизию.
Основным способом прикрытия
бомбардировщиков и штурмовиков избиралось непосредственное сопровождение
их до цели, иад целью и при возвращении. Кроме того, в зависимости от
воздушной обстановки предполагалось заранее высылать группы истребителей в
район действий наших бомбардировщиков и штурмовиков с целью сковывания
истребителей противника.
В марте авиация противника перед
Центральным фронтом особой активности не проявляла. Это позволило к началу
апреля отвести основной состав 16-й воздушной армии на тыловые аэродромы
(на удаление 80 — 200 км от линии фронта) для приведения в порядок
авиационной техники, боевой подготовки и ввода в строй молодого летного
состава. Необходимость отвода авиасоединений вызывалась также и весенней
распутицей, когда многие передовые аэродромы на продолжительный срок
становились непригодными для базирования авиации.
В связи с малой активностью войск
обеих сторон на передовых аэродромах были оставлены лишь 283-я иад и
гвардейские 79-й шап и 44-й нбап. На них возлагались следующие задачи:
отражение налетов авиации противника и прикрытие своих войск,
периодические вылеты на штурмовку по вызову с передовых КП, действия ночью
по нарушению перевозок противника и ведение разведки. Оперативную
воздушную разведку вели 16-й одрап и эскадрилья 98-го гвардейского одрап
ВГК со своих аэродромов.
В ходе боевой подготовки с летным и
техническим составом главное внимание было уделено повышению боевой выучки
и овладению в совершенстве эксплуатацией авиационной техники, а также
изучению опыта боевых действий лучших экипажей. Личный состав 286-й иад
переучивался на новом самолете Ла-5, который превосходил фашистские
истребители по скорости на 40 — 80 км/час, а также по вертикальному
маневру.
Во всех авиационных частях и
соединениях состоялись конференции летного и технического состава, после
чего командование воздушной армии провело двухдневный сбор командиров и
начальников штабов авиасоединений. На сборе были заслушаны доклады
генерала С. И. Руденко “Наши задачи на весенне-летний период 1943 года” и
командиров 3-го бак, 2-й гвардейской шад и 1-й гвардейской иад “О боевом
применении бомбардировщиков, штурмовиков и истребителей и взаимодействии
между ними”.
В апреле 1943 г. 16-я воздушная
армия произвела 1601 боевой самолето-вылет, при этом летчики провели 13
воздушных боев, в которых сбили 4 самолета противника, на земле уничтожили
и повредили 6, потеряв 4 своих самолета.
В начале мая авиасоединения
воздушной армии перебазировались на передовые аэродромы, где продолжалась
боевая подготовка. При этом главное внимание уделялось освоению тактики
ВВС и авиационной техники, совершенствованию штурманской и
воздушно-стрелковой подготовки. Летная тренировка была целеустремлена на
шлифовку техники пилотирования, улучшение слетанности боевых порядков
звеньев и эскадрилий при выполнении различных задач, отработку приемов
ведения воздушного боя, особенно группового. С молодыми летчиками
осваивался район боевых действий и производился его облет. Летный состав
изучал наземного и воздушного противника. Политотделы армии и авиасоединений, а
также партийные и комсомольские организации в период подготовки к операции
провели большую работу по мобилизации всего личного состава на успешное
выполнение боевых заданий командования. Командиры и политработники
разъясняли авиаторам положение на фронтах, популяризировали боевой опыт
армии в прошедших боях, организовывали [78] встречи молодежи с бывалыми
летчиками и штурманами.Командование, политоргаиы, партийные и
комсомольские организации воспитывали у личного состава неудержимый
наступательный порыв и готовность любой ценой выполнить поставленные
задачи.Инженерно-технический состав авиасоединений, частей и ремонтных
органов армии организовал четкую работу по восстановлению и ремонту
авиационной техники. Авиаспециалисты работали, не считаясь со временем. В
результате число исправных самолетов достигло 91% от наличного
состава.
Части авиационного тыла воздушной
армии в течение апреля — июня 1943 г. также усиленно готовились к
предстоящей операции. К началу ее тыловые органы состояли из 30 бао,
объединенных в 5 (21, 56, 75, 79 и 80-й) РАБ, 4 инженерно-аэродромных
батальонов, 3 аэродромно-технических батальонов, 4 головных авиационных
складов, 9 полевых авиаремонтных мастерских, одной стационарной
авиамастерской, 14 аэродромно-технических команд, одной автомастерской и
одной транспортной авиаэскадрильи. Все бао были укомплектованы личным
составом на 90—100% и на две трети автотранспортом и специальными
машинами.
В границах воздушной армии имелось
128 аэродромов (около одной трети было занято авиацией) и 9 площадок для
самолетов По-2, что вполне обеспечивало боевую деятельность авиасоединений
и частей. Аэродромы истребителей, штурмовиков и ночных бомбардировщиков
находились на удалении 25 — 35 км от линии фронта, а дневных
бомбардировщиков — на удалении 60 — 70 км. Искусственные покрытия и е и свои аэродромы, вела воздушную разведку, уничтожала авиацию
противника в воздухе и на аэродромах орловского аэроузла, действовала по
войскам, обнаруженным воздушной разведкой, бомбардировала железнодорожные
станции и перегоны.
Прикрытие сухопутных войск, как
правило, осуществлялось путем вылетов на отражение авиации противника из
положения “дежурство на аэродроме”, по вызову с передовых КП командиров
6-го иак и 1-й гвардейской иад. В некоторых случаях прикрытие войск велось
патрулированием. Так было, например, в июне при проведении войсками 13-й
армии частной операции.
Прикрытие железнодорожных узлов
Курск, Касторное и участка дороги между ними выполнялось периодическим
патрулированием одной-двух пар истребителей, а также вылетами на отражение
вражеской авиации дежурящих на аэродромах звеньев, эскадрилий и
полков.
Свои аэродромы прикрывали постоянно
дежурящие в готовности № 1 пары и четверки истребителей. По данным постов
ВНОС или “по-зрячему” (по сигналу с КП полка) они поднимались в воздух.
Вслед за дежурными экипажами при необходимости взлетал и основной состав
эскадрилий и полков.
На перехват бомбардировщиков
противника истребители вылетали группами из двух-трех и более звеньев.
Эшелонируя полет по высотам, они частью сил сковывали боем вражеские
истребители прикрытия, а главными силами атаковали
бомбардировщики.
Разведка немецко-фашистских войск и
авиации на основных направлениях велась целеустремленно, чтобы вскрыть
намерения немецкого командования. Уже к середине мая воздушные разведчики
в районе Орла и Кром установили сосредоточение свыше 900 танков и до 1500
автомашин противника, а на 16 аэродромах этого направления — свыше 580
вражеских самолетов. Было ясно, что противник готовит удар со стороны Орла
на юг. Только в июне из 6060 боевых самолето-вылетов на разведку было
произведено 1660.
Тактическая воздушная разведка днем
выполнялась в [80] основном парами и четверками истребителей. В
зависимости от обстановки и района разведки состав группы иногда
увеличивался до эскадрильи. Во многих истребительных авиадивизиях были
выделены лучшие эскадрильи, которые занимались главным образом разведкой и
редко привлекались для выполнения других боевых задач. В июне
истребителями впервые была применена аэрофотосъемка, которая дала хорошие
результаты. Разведка ночью выполнялась экипажами самолетов По-2.
Оперативную разведку вел 16-й одрап и выделенные экипажи бомбардировщиков
на самолетах Пе-2. Результаты аэрофотографирования были использованы при
изготовлении карт-бланковок для войск.
С целью ослабления вражеской
авиационной группировки на центральном участке советско-германского фронта
и создания благоприятных условий для завоевания господства в воздухе по
плану Ставки в период с 6 по 8 мая была впервые проведена крупная
воздушная операция по уничтожению авиации противника на аэродромах,
расположенных на широком фронте (до 1200 км). В операции приняли участие
шесть воздушных армий.
Перед началом операции была
организована тщательная воздушная разведка, которая не только вскрыла
пункты базирования вражеской авиации, но и определила режим ее боевой
деятельности. Поэтому удары были приурочены к такому времени, когда на
аэродромах скапливалось наибольшее число самолетов и летного
состава.
Далее>>
|